В защиту лидера "Профсвободы" выступили молодые московские поэты Владимир Горохов, Сергей Огурцов, Иван Бражкин, Кирилл Медведев. Поэты и пришедшая на вечер публика оказались здесь не в первый раз. Они пришли, чтобы заявить о своей солидарности с борьбой уральских рабочих за свои права, поставить подписи и собрать средства в поддержку активиста профсоюзного движения.
Конфликт между руководством и работниками предприятия начался 1 мая 2006 года, когда 17 человек, среди которых были мастера и инженеры, вышли на демонстрацию. 2 июля одновременно прошли две акции протеста. В городе Лянтор Сургутского района состоялись шествие и митинг, в которых приняло участие около 3000 человек. А в Сургуте пикет возле главного административного здания "Сургутнефтегаза" собрал 1500 рабочих. Две недели спустя в Сургуте прошел еще один митинг, собравший уже более 5000 человек.
Низкая заработная плата, несоблюдение отраслевых соглашений, систематическое нарушение трудового законодательства, норм охраны труда и унижение работников предприятия поставили людей, непосредственно занятых основным производством, на грань выживания и нервного истощения. Бюрократия и постоянно ужесточающиеся требования к работникам. Раздутый корпус охраны, криминалистов и всевозможных контролирующих структур. Система наказаний, когда поводом лишения заработка может стать банка сахара, пачка чая или книга в личном шкафчике.
Все это вывело людей на улицы. А недоверие к официальному профсоюзу, неспособному отстаивать интересы рабочих, побудило их к созданию независимого профсоюза водителей, лидером которого стал Александр Захаркин. Создание "Профсолидарности" вызвало подъем профсоюзного движения в других подразделениях компании. В течение последующих месяцев независимые профсоюзы развернули мощную протестную кампанию во всем Ханты-Мансийском округе, регулярно организуя пикеты и митинги.
Заработная плата в "Сургутнефтегазе" на 80 процентов состоит из премии. Такая система оплаты труда позволяет администрации жестоко наказывать "слишком смелых" рабочих в любой момент и на любой срок, лишая их премии и оставляя мизерную зарплату 3–5 тысяч рублей. Поэтому одним из основных требований "Профсвободы" стало увеличение гарантированной доли в зарплате до 70 процентов.
Обращения Захаркина к Уполномоченному по правам человека Российской Федерации ничем не увенчались. Ничем окончились и обращения к гаранту Конституции президенту Путину. Никто из руководства "Сургутнефтегаза" даже не пытался договориться с независимым профсоюзом водителей предприятия, хотя прокуратура Сургута признала, что он создан на законных основаниях. Реакцией владельцев компании на требования профсоюза стали мелочные предвзятые проверки, выговоры с лишением премии, принуждения к увольнениям и увольнения работников-активистов.
Как же поступило руководство "Сургутнефтегаза" с лидером профсоюза "Профсолидарность" Александром Захаркиным? Для начала оно лишило крановщика премии и выплатило зарплату за сентябрь в размере 3182 рубля. 16 октября Александр Захаркин объявил вынужденную голодовку. Когда через несколько дней он с жалобами на головокружение и усталость обратился в больницу, врач решила, что эти симптомы не помешают машинисту автокрана вернуться к работе. Но на работе его ждал новый сюрприз. 31 октября Захаркин был незаконно уволен. Для этого после окончания рабочего времени по совершенно иному поводу его пригласили в отдел кадров и, заперев дверь, несмотря на протесты, насильно ознакомили с приказом. Основанием для увольнения послужили три выговора, которые он получил в течение нескольких месяцев активной профсоюзной работы – за лопнувший шланг, пробитое колесо и за отказ работать с неисправным компьютером на кране. За предшествующие увольнению 24 года работы крановщиком Захаркин не получал ни одного выговора или взыскания.
14 ноября в Москве открылся VI Всероссийский съезд Федерации независимых профсоюзов России. Приехавшие из Тюменской области нефтяники, среди которых был и лидер "Профсолидарности", вышли на Театральную площадь, чтобы пикетировать съезд ФНПР. Когда же рабочие попытались пройти к Манежу, где проходил сам съезд, их задержала милиция.
В тот же день у офиса "Сургутнефтегаза" СД "Вперед" совместно с Всероссийской конфедерацией труда проводили пикет в поддержку рабочих. По заявлению активиста "Вперед" Ильи Будрайцкиса, представители "Сургутнефтегаза" вели себя очень агрессивно. Сотрудники служб безопасности и менеджмента предприятия высыпали из офиса, пытаясь помешать проведению согласованного пикета. Самым агрессивным оказался представитель официального профсоюза, который пытался вырвать у активистов плакат.
Начавшаяся весной борьба рабочих "Сургутнефтегаза" за свои права продолжается и сегодня. И в этой их борьбе с беззаконием руководства предприятия, с официальным профсоюзом и попустительством власти на сторону рабочих встали московские интеллектуалы. Прошедший в "Фаланстере" поэтический вечер – не первое событие такого рода и, вероятно, не последнее. В мае один из ведущих российских художников Анатолий Осмоловский посвятил свою выставку прошлогодней борьбе против монетизации льгот. В июне поэт Кирилл Медведев провел выступление в поддержку профсоюза завода "Холодмаш". И это очевидные признаки того, что борьба людей за свои права затрагивает сегодня все слои общества.
Опубликовано также в газете "Объединенный гражданский фронт"
Вы можете оставить свои комментарии здесь