На Украине все-таки случился политический кризис. Собственно, в последние два года российские СМИ писали о политическом кризисе в братской стране почти непрерывно. Отставка правительства Тимошенко, несостоявшаяся отставка Кабинета Еханурова, долгая торговля между "оранжевыми" после выборов, переход Мороза в лагерь Януковича, внесение кандидатуры премьера, вытеснение пропрезидентских министров... Только все это не были кризисы – это были предусмотренные Законом ситуации. И разрешались они в соответствии с процедурой, предусмотренной Законом. И Украина могла этим гордиться...

Сегодня и процедура, и Закон поставлены под сомнение. На стороне президента – морально-политические аргументы, на стороне парламента – формально-юридические. И те, и другие аргументы небесспорны, зато они делят украинцев на два сопоставимых непримиримых лагеря. Невольно напрашиваются аналогии с 1993 годом в России.

Только различия между Москвой-93 и Киевом-2007 куда принципиальнее, чем сходства. Президент Ельцин был ограничен лишь противоречивой Конституцией и неоднозначным общественным мнением – все остальное было в его руках. Президент Ющенко в процессе не доведенной до конца конституционной реформы потерял уйму полномочий, контроль над правительством и даже частью "силовиков" – МВД сегодня возглавляет сторонник Мороза и Януковича. У Ющенко, в отличие от Ельцина-93, сегодня очень мало личных сторонников, зато в его "лагере" самый популярный политик Украины – Юлия Тимошенко. И, наконец, главное различие: в России 93 года обе стороны были принципиально готовы проливать кровь – на Украине это до сих пор считалось неприемлемым.

Осмелюсь предположить, что исход нынешнего противостояния определит не Майдан и не люди в камуфляже. Процедура на Украине пока не принесена в жертву политической целесообразности – последнее слово остается за Конституционным судом. Указ о досрочном роспуске Рады может потерять силу со дня вынесения соответствующего решения КС. А сегодня, пока не состоялось такого судебного решения, Указ является действующим, и, стало быть, незаконно постановление Верховной Рады, запрещающее правительству выполнять Указ.

В отличие от Ельцина в 93-м, Ющенко не предлагает проводить новые парламентские выборы по новым правилам. Законодательная база остается той же, по которой депутаты были избраны ровно год назад. Почему же коалиция трех партий в Раде так напугана перспективой проведения досрочных выборов?

Дело в том, что в парадоксальной украинской ситуации поддержкой большинства населения не пользуется не только президент, но и парламентское большинство. Строго говоря, Партия регионов Януковича не была однозначным победителем прошлогодних выборов. Более того, если разделить все украинские партии образца 2006 года на два лагеря и просуммировать их тогдашние результаты, окажется, что "оранжевые" даже немного увеличили свой отрыв от "бело-голубых" по сравнению с третьим туром президентских выборов 2004 года. Почему и речь в Раде шла об "оранжевой" коалиции вплоть до скандального перехода фракции социалистов в лагерь "бело-голубых" в обмен на пост спикера для лидера партии Александра Мороза.

В мае 2007, если досрочные выборы все-таки состоятся, социалисты, скорее всего, не пройдут в украинский парламент. Избиратель Мороза, в массе своей "оранжевый", не простил лидеру СПУ парламентского "предательства" – текущий рейтинг партии составляет около 2 процентов против 6-ти на выборах год назад. Упал и уровень поддержки Партии регионов.

Наиболее вероятным победителем досрочных выборов станет Блок Юлии Тимошенко. На его основе и будет создаваться новая правящая коалиция – пропрезидентская "Наша Украина" наберет едва ли не вдвое меньше голосов, чем в марте 2006 года.

Считалось, что неизбежное уменьшение представительства "Нашей Украины" в парламенте удерживает Ющенко от роспуска Рады, однако принципиальные соображения возобладали. Виктор Андреевич Ющенко знает, что не будет избран президентом на второй срок ни в случае победы Януковича, ни в случае победы Тимошенко – и этим он тоже отличается от Бориса Ельцина. Да и работа с правительством Тимошенко вряд ли будет для президента комфортной – Юлия Владимировна не забыла старых обид и не отказалась от амбиций стать, в конце концов, первым лицом Украины.

Ющенко в политическом тупике, и ему остается только выполнять свои предвыборные обещания осени 2004: способствовать демократизации Украины и превращению ее в полноценную европейскую страну. Шагом на этом пути он видит досрочные выборы.

Если же Конституционный суд признает Указ президента нелегитимным, Ющенко практически исчезнет с политического поля Украины. Виктор Янукович станет фактическим главой государства, а оппозиция окончательно сплотится вокруг Тимошенко. И конкурировать на выборах им рано или поздно все равно придется. Но это будет уже совсем другая история.

Георгий Чижов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter