Наверное, первым знаковым событием, шокировавшем общественность, стала прошлогодняя акция Марии Гайдар. Одного из лидеров СПС, лидера молодежного движения "Да!", повисшей вместе с яблочником Ильей Яшиным на альпинистском снаряжении под мостом. Молодые люди держали растяжку со словами "Верните народу выборы, гады!" в знак протеста против драконовских поправок в избирательное законодательство.
Впечатление от доселе неслыханного в "солидной" и "системной" политике слова "гады" и от "левения" программы партии, обещавшей достроить капитализм уже с человеческим лицом, было сильным. Рейтинг СПС вновь пошел вверх, она снова начала выигрывать региональные выборы: весной правым удалось набрать 8,8 процента голосов в республике Коми, 7,73 процента в Ставропольском крае, 8,11 процента в Самарской области, 7,26 процента в Красноярском крае и совершенно невероятный результат в крае Пермском – 16,35 процента!
В других регионах семипроцентную планку преодолеть не удалось. Но 6,9 процента голосов по Московской области, 6,98 процента по Орловской и совсем уж издевательские 6,99 процента по Ленинградской сподвигли правых на мысль о нарушениях при подсчете голосов. Тем более что в Московской области им вроде бы даже удалось поймать фальсификаторов за руку.
А потом был замечательный во всех отношениях буклет движения "Наши" из серии "Не проспи страну", где СПС фактически приравняли к ненавистной лоялистам "несистемной" оппозиции. На картинке карикатурный дядя Сэм раскинулся в вальяжной позе на трех оранжевых мешках с золотом. "Касьянову" - надпись на первом мешке. "Другу Лимонову" - надпись на втором. "Господину Белых" - на третьем. Очевидно, в ответ обиженный лидер СПС действительно отметился на запрещенном властями "Марше несогласных" в Москве 14 апреля, а кадры скандального задержания Маши Гайдар вновь облетели весь мир – кроме, разумеется, ведущих каналов российского телевидения.
Сегодня, похоже, Рубикон перейден окончательно. И с большой долей уверенности можно говорить: у российских либералов, недовольных нынешним режимом, есть своя, принимающая участие в думских выборах партия, открыто заявляющая о его трансформации и чуть ли не "демонтаже" в случае победы. Партия, имеющая все возрастающие реальные шансы на преодоление семипроцентной планки. Во всяком случае, против акций и лидеров СПС применяются все те же приемы, что и в случаях с "несогласными", причем градус противостояния нагнетается с каждым днем.
Вот лишь несколько скупых фактов: на встрече Бориса Немцова с избирателями в Хабаровске провокаторы из прокремлевских молодежных движений разлили в зале фенол, в Краснодаре обсыпали СПСовцев мукой, в Москве жгли книги Бориса Немцова после того, как он выступил на октябрьском "Марше несогласных". В ряде городов появились листовки якобы от имени СПС, что партия привлекает к работе агитаторов, больных СПИДом.
В Волгограде бывшего вице-премьера пытались сразить страшным вопросом: "Что вы так носитесь с Андреем Сычевым? Раздули из мухи слона!".
- Я ему ответил: "Носимся с Андреем Сычевым, чтобы тебе в армии не отрезали яйца и ноги", - сказал Борис Немцов.
Апофеозом деятельности провокаторов стало их омерзительное поведение на дебатах 30 октября в клубе "Гоголь" между Марией Гайдар и Эдуардом Багировым. Отборный мат, завершившийся выстрелами из травматического оружия и пролитой кровью.
После памятного письма Михалкова-Церетели к Владимиру Путину, взявших на себя смелость говорить от имени всех деятелей российской культуры с призывом остаться на третий срок, было написано ответное письмо: "Вы не можете оставаться главой государства". Его в числе прочих подписала писатель Мариэтта Чудакова, входящая в первую тройку предвыборного списка СПС. Дальше – больше. Партия упрекнула самого президента Путина в незаконной агитации в пользу "Единой России" во время его трехчасового общения с народом.
В ответ на СПС посыпались политические доносы: запрос депутата Михаила Маркелова с обвинениями в финансовых нарушениях, целиком, как говорят сами правые, основанный на газетной клевете и жалоба конкурентов СПС на электоральном поле – Демократической партии России, в которой партию обвиняли чуть ли не в подготовке массовых волнений в день выборов. "Аналогичный донос ДПР написала на СПС в Красноярске, - пишет в своем дневнике лидер СПС, Никита Белых. - Однако через полгода уголовное дело было закрыто "за отсутствием состава преступления". Богданов – профессиональный доносчик. И все прекрасно понимают, что именно для этого его партию и зарегистрировали.
Есть люди, перед которыми поставлена цель – убрать все препятствия с пути "Единой России" и ее лидера Владимира Путина. Ради этого они готовы на все: на заведомо ложные доносы, публичную клевету, провокации, репрессии.
Но мы готовы к борьбе. Все попытки оклеветать и запугать нас только усиливают нашу решимость идти до конца. И есть ощущение, что при такой трусливой, истерически-нервной реакции власти мы, конечно, пройдем в Думу".
Насчет страха – это Белых правильно подметил. После скандалов в партии "Справедливая Россия", когда, вероятно, по совету свыше, в предвыборные списки не были включены популярные политики Лебедев и Ройзман, а лидер молодежного движения "Ура!" Сергей Шаргунов как вошел, так и вышел из первой тройки списка, можно с уверенностью сказать: власть боится даже собственной тени, собственной левой ноги. И можно предположить, что основные "проблемы" у СПС еще впереди, несмотря даже на то, что политтехнологи партии пытаются "лавировать", исходя из постулата что "политика – искусство возможного".
Так, на днях руководитель предвыборного штаба СПС Антон Баков заявил, что в партии обсуждается идея проведения пенсионного референдума. И на вопрос, поддержит ли СПС Путина, если тот увеличит пенсии, Баков ответил, что в таком случае он лично поставит ему памятник и пойдет голосовать за его четвертый срок.
- Но вряд ли Путин подпишет наш законопроект, - скептически отметил Баков.
Вы можете оставить свои комментарии здесь