К началу акции Новопушкинский сквер оказался полностью оцеплен милицией, а на прилегающей к нему Большой Бронной улице остановлено автомобильное движение. На ней разместились 2 автобуса с сотрудниками милиции и ОМОНа. Таким образом, случайние прохожие были лишены возможности принять участие в пикете - милиция не пропускала их под предлогом превышения численности участников (тогда как в уведомлении на пикет указано максимальное количество 40 участников). Подполковник милиции, отвечающий за проведения мероприятия, перед началом пикета вступил в диалог с одним из организаторов, Евгением Фрумкиным. Подполковника волновал вопрос возможного участия в пикете нацболов. После того, как был получен ответ, что те не заявляли свое участие, хотя и с оговоркой, что "организаторы будут рады видеть нацболов на пикете", подполковник разрешил его проведение.
Участники акции развернули плакаты с портретами Александра Литвиненко и надписями: "Требуем полного расследования убийства Александра Литвиненко", "Кто заказчик отравления Александра Литвиненко?", "Юрий Щекочихин, Александр Литвиненко - убиты те, кто расследовал взрывы домов 1999 года". "Убийц Литвиненко - к ответу!", "Нет политическим убийствам!", "Долой полицейское государство!" - таковы были лозунги пикета.
Участники бурно обсуждали между собой обстоятельства гибели бывшего полковника ФСБ, а также попытку взрыва жилого дома в Рязани в 1999 году и месть спецслужб России их бывшим сотрудникам, попытавшимся рассказать правду об этих преступлениях. Искали правду и прохожие, выстроившиеся вдоль ограждения. Тем временем, люди в штатском и с погонами переписывали плакаты и проводили оперативную съемку.
"Дело Литвиненко - это очень важное дело, потому что это рубеж: оно произошло за границей и были применены отравляющие вещества", - считает Майя Кофман, член Сахаровского центра. По ее мнению, это первое дело, когда спецслужбы России позволили себе столь дерзкое преступление, и общественность должна вскрыть подробности этого дела, проведя обстоятельное расследование.
Лидер Московского отделения ОГФ Лолита Цария рассказала, почему ОГФ принял решение принять участие в акции: "Мы сегодня хотим поддержать вдову Александра Литвиненко в ее требовании объективного расследования ее мужа. Дело в том, что политические убийства, такие как убийство Литвиненко, Щекочихина, Политковской - это звенья одной цепи. То есть, политические убийства в России стали нормой. Все они до сих пор не расследованы, власть всячески тормозит расследования этих дел. Мы знаем, что уголовное дело по убийству Юрия Щекочихина было возбуждено лишь с пятой попытки. Дело Червочкина не продвигается никак. Власть совершенно не заинтересована в расследовании этих убийств. Мы требуем объективного расследования и предания гласности расследования этих дел."
В пикете принял участие также Михаил Трепашкин, недавно вышедший на свободу после фабрикации на него уголовного дело по якобы хранению огнестрельного оружия и разглашении государственной тайны. Он принимал участие в пресс-конференции Александра Литвиненко 17 ноября 1998 года, где тот с группой других сотрудников ФСБ обвинял спецслужбы России в тотальной коррумпированности и в заказных политических убийствах. Михаил Трепашкин подчеркнул, что на той конференции он выступал как жертва, по его словам на него готовилось покушение. По его словам, для расследования убийства Александра Литвиненко Россия должна согласиться на такие шаги, как раскрытие информации о производимой на ее территории отравляющего вещества "Полоний-210" и на допрос свидетеля по делу, Андрея Лугового. По его мнению, последний вряд ли является исполнителем преступления, но нет никаких сомнений, что он может рассказать о его заказчиках.
05.04.2008,
Станислав Решетнев