В свою очередь организатор выставки Андрей Ерофеев предполагает, что за возбуждением уголовного дела может стоять представители РПЦ, националистических организаций и лично журналист Михаил Леонтьев.
Ерофеев рассказал, что в настоящее время уголовное дело состоит уже из 13 томов. К нему приобщены 160 заявлений "православных граждан", которые посчитали себя оскорбленными. При этом 98 процентов заявителей не видели этой выставки, а только слышали о ней.
По словам Ерофеева, эти письма легли в основу обвинительного заключения. Директор музея Сахарова Юрий Самодуров в свою очередь сказал, что художники — это особые люди, которые "часто действуют за гранью общепринятого". Он предложил защищать право музеев и галерей свободно проводить выставки современного искусства.
Затем владелец галерее Айдан Салахова выступила в защиту свободы художественного выражения. Адвокаты Анна Ставицкая и Елена Липцер назвали материалы уголовного дела "полным бредом". Они считают, что с точки зрения права данное уголовное дело должно быть прекращено, так как целью выставки было показать работу художников, которые нигде не могли выставиться. Также адвокаты заявили, что если по данному уголовному делу будет принят обвинительный приговор, то они готовы довести дело до Европейского суда.
Также выступил представитель аппарату уполномоченного по правам человека в России Владимира Лукина Михаил Одинцов, который считает, что "обвинения высосаны из пальца" и каждый имеет право на свое отношение к религиозным символам, "которые никто не имеет право приватизировать".
В разгар публичных слушаний прибыла делегация националистической организации "Народный собор" во главе с председателем Владимиром Хомяковым. Движение "Народный собор" взяло на себя ответственность за инициирование возбуждения уголовного дела против Самодурова и Ерофеева. Представители "Собора" распространили заявление, что организаторы выставки должны быть привлечены к уголовной ответственности не только за разжигание религиозной вражды, но еще и как "злостные хулиганы, намеренно выставившие в общественном месте "произведения", содержащие нецензурные слова и брань". Националисты расценивают поднятую Самодуровым и Ерофеевым шумиху, как "попытку злонамеренно исказить реальную картину происходящего". Но от публичного выступления националисты отказались.
Как сообщал Собкор®ru, в марте 2008 года в прокуратуру обратилось движение "Народный собор" с заявлением о том, что выставка оскорбляет чувства верующих. Координатор этого движения, объединяющего более 200 православных, ветеранских, молодежных, творческих общественных организаций, директор "Центра народной защиты" Олег Кассин считает выставку "кощунственной". В итоге уголовное дело в отношении музея было возбуждено по 282-й статье — "Возбуждение национальной, социальной или межрелигиозной ненависти или вражды".
В основу выставки "Запретное искусство" легли работы, не разрешенные к показу в московских галереях и музеях художественными советами или директорами в 2006 году: обнаженная натура, произведения с использованием религиозных символов и ненормативной лексики. Среди экспонатов были, в частности, изображения Микки Мауса и Ленина, порнографические картинки, матерные выражения на фоне распятия и других христианских символов. Увидеть экспонаты выставки можно было через дырки в простыне.
"Запретное искусство-2006" — не первая выставка музея, вызвавшая бурный общественный резонанс. Дело, связанное с выставкой "Осторожно, религия!", разгромленной шестью прихожанами церкви Святителя Николая в Пыжах в январе 2003 года, также дошло до Таганской межрайонной прокуратуры, а затем разбиралось в Таганском суде. В тот раз, напомнил Самодуров, прокурор требовал для него "трех лет колонии с поселением" по той же 282-й статье, однако дело ограничилось штрафом.