20 декабря общественное объединение Милли меджлис (общественный национальный парламент) татарского народа опубликовало свою резолюцию с расширенной сессии организации с обращением к ООН признать нелегитимность вхождения Татарстана в состав России. Так после десятилетнего затишья местные националисты реанимировали старую идею о татарстанском суверенитете, правда, выразив ее в достаточно радикальной форме.
Карающий меч в лице прокуратуры Татарстана обрушился на головы националистов практически немедленно. Сразу после Нового года в отношении активистов Милли меджлиса возбудили два уголовных дела, но интересней не реакция, а сам факт. Впервые с 90-х годов националистическое движение открыто потребовало того, о чем не говорили вслух во времена путинской "стабилизации".
А незадолго до татарстанских событий, в середине декабря в столице соседней поволжской республики Марий Эл прошел семинар по национальному образованию в финно-угорских регионах. Специалисты в области образования и представители местных властей из пяти финно-угорских республик России: Карелии, Коми, Марий Эл, Мордовии и Удмуртии – обсуждали переход на новый федеральный стандарт в связи с упразднением трехкомпонентной системы образования (когда школьная программа делилась на федеральный, региональный и школьный компоненты). Подобные семинары прошли и в тюркских республиках. Их организаторами выступили федеральные власти.
На семинарах впервые прозвучали идеи о внедрении предмета "Родной язык" или "Государственный язык республики" в общероссийскую программу обучения. Это можно расценить как уступку национальным регионам со стороны Центра. Но вместе с тем в документах семинара содержалось, например, и предложение на основе федерального стандарта разработать вариативные планы для каждого региона. В таком случае вообще не понятно, чем новая система отличается от старой. А как говорят люди, близко знакомые с проблемой преподавания национальных языков, у федералов может быть свой прагматический план.
Упразднение регионального компонента в образовании стало для национальной политики России в прошлом году больным вопросом и подспудно способствовало возникновению этнических недовольств. Все национальные регионы нашей страны в той или иной мере высказались против упразднения. Дело в том, что родной язык, а также история родного края оказывались именно в региональной части образовательных программ. В ряде субъектов Федерации, таких, как Татарстан, Башкортостан или Чечня, региональные компоненты были значительными по объему именно в языковой части и являлись одним из основных каналов трансляции региональной идентичности от местных элит к местным сообществам.
20 ноября страсти накалились до предела, когда в Казани прошло совещание с участием Минобразования и представителей этнических субъектов Федерации, посвященное национально-региональному компоненту. По центральным каналам телевидения не показали, а по татарскому спутниковому каналу ТНВ можно было увидеть, как Шаймиев отчитывал министра образования России Фурсенко за отсутствие регионального компонента в новом стандарте. "Это что за предложение, кто додумался до этого? Получается, мы в федеральном государстве порождаем второсортный народ? Через некоторое время могут сказать: если будет свет, в подвале это делай – изучай родной язык", — возмущался татарстанский лидер.
После совещания татарские и башкирские власти были едины в своем мнении – национально-региональный компонент должен остаться. А 20 декабря из уст этнической оппозиции прозвучало требование признать независимость Татарстана. Напомним, что в 90-е годы властные элиты поволжских республик неоднократно разыгрывали сепаратистскую карту в отношениях с Кремлем. Тогда функция провозглашения радикальных лозунгов тоже принадлежала оппозиции.
Получается, Москва заигрывает с умеренными, пообещав им на уровне планов внести изучения родного и государственных языков республик в общефедеральный стандарт, и тем самым одновременно отталкивает поволжских тяжеловесов: Татарстан и Башкирию.
В нормальных федерациях, имеющих в себе национальные автономии, вопрос преподавания регионального или местного языка – это вопрос права и предмет договоренностей с региональными властями, муниципальными образованиями, населением на местах и национальными движениями меньшинств. У нас же федералы ввязываются в странные игрища с регионалами на уровне чиновничьей "элиты", пытаясь друг друга "прогнуть". Но одно дело "прогнуть" в вопросах экономики, и совсем другое – в вопросах национальной политики.
Вы можете оставить свои комментарии здесь