Редакция Каспаров.Ru продолжает публикацию серии интервью с кандидатами в Координационный Cовет оппозиции. Мы постарались опросить представителей каждого блока, а также уделить внимание тем, кто еще мало известен широкой публике.
На наши вопросы ответил Артем Лазуренко (Северский), консультант по рискам, выпускник Лондонской школы экономики.
— Зачем создается КС оппозиции?
— Основаная идея стоящая за созданием Совета — перевод гражданского политического движения на принципиально новый уровень организации. Митинги зимы 2011 — весны 2012 показали, что в России существует огромная поддержка идей гражданского контроля за властью. Эта поддержка до сих пор остается неструктурированной, а методы ее выражения — те же митинги — остаются подконтрольными самоназначенным представителям разнообразных оргкомитетов.
Пока в гражданском движении отсутствует прозрачность и ответственность, остается открытым пространство для злоупотреблений и кулуарных договоренностей, в то же время поступательное движение вперед на основе рационального плана становится практически невозможным. Совет может исправить эту ситуацию — у нас есть шанс сформировать орган, который бы разрабатывал понятную, прозрачную стратегию и реализовывал ее на практике. При этом, какие именно функции Совет будет исполнять, зависит в значительной степени от состава, в котором он будет избран.
— Должен ли КС выстраивать отношения с властью?
— Я считаю, что основная роль Совета — гражданская. Совет создается нами самими для собственных нужд — для поддержки гражданской деятельности, повышения ее организованности и эффективности. У Совета просто не будет полномочий вести переговоры с властью от лица граждан, и, мне кажется, он не должен брать на себя эту роль. Я бы сказал даже жестче — самое худшее, что может произойти с Советом, это вовлечение его по инициативе власти в какие-то переговорщеские маневры с государством. Совет должен помогать гражданам обрести политический голос — а уж использование этого голоса остается прерогативой самих граждан.
— Почему Вы приняли решение выдвинуть свою кандидатуру?
— У избирателей на выборах по общегражданскому списку будет до тридцати голосов, мне хотелось предоставить гражданам, разделяющим праволиберальные взгляды, возможность поставить еще одну галочку в своем списке. Кроме того, по специальности я политэкономист — политические уклады и преобразования обществ это то, что мне интересно, и я обладаю неплохой квалификацией в этой сфере.
— Вы идете на выборы от прогрессивного блока и блока националистов. Какую программу вы предлагаете избирателям?
— Мою личную программу проще всего охарактеризовать как праволиберальную. Я считаю, что фундаментом общественного развития является защита граждан от произвола, как государственного, так и любого другого. История показывает, что инструментом этой защиты способно выступать только национальное, демократическое государство — только в его рамках аппарат государственного насилия подчинен интересам граждан, что сокращает возможности для злоупотреблений полномочиями. Взаимосвязь ограничений государственного произвола с экономическим ростом хорошо изучена современной политологией и описана, например, в недавних работах Why Nations Fail и Violence and Social Orders, в то время как укорененность современных государств в национальной почве хорошо изложена Эрнестом Геллнером и Лией Гринфельд. Объединение в моей позиции двух смежных тем — национального строительства и противодействия произволу и обусловило участие в двух блоках.
Прогрессивный Блок — один из немногих блоков, который представил подробную политическую программу на этих выборах, не ограничиваясь общими словами. Ее можно прочитать в моем блоге или на сайте Толкователь. Эта программа построена на основе базовых европейских ценностей, вокруг стремления к гуманизации российского государства. К примеру, мы предлагаем реализацию государственных земель и активов в пользу граждан, создание парламентской республики, реформу Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов. Но нашей главной программной целью является предусмотренный Конституцией РФ созыв Конституционного собрания на демократических началах — это, по сути, единственный надежный способ переформатировать существующую систему и избавить ее от ордынского наследия. В Прогрессивном Блоке мы объединили очень широкий спектр людей — от евросоциалистов до либертарианцев, — показав, что у русских европейцев есть общие взгляды и идеи, реализация которых достаточна важна, чтобы на время отложить идеологические разделения в сторону.
Блок националистов, с другой стороны, создан скорее как памятка для людей, придерживающихся националистических взглядов — все участники блока в русском национальном движении, но попытка выработать некую единую для блока платформу не предпринималась.
— Чем Вы лично планируете заняться в КС?
— Главное задачей на данный момент является разработка практической стратегии гражданского движения на ближайшее время — мы должны понять какие ресурсы нам доступны, и как их лучше всего использовать для защиты интересов граждан. Самым продуктивным занятием в Совете было бы участие в выработке этой стратегии на основе рационального понимания устройства общества.
— Расскажите, как проходит Ваша избирательная кампания?
— Вести кампанию независимому кандидату, далекому от медийных персон, конечно, сложновато. Тут стоит сказать огромное спасибо ЦВК, которые на совершенно добровольной основе организовали целый набор инструментов, помогающих всем кандидатам представить себя избирателям, как то: дебаты и политический компас.
— Готовы ли Вы в рамках КС идти на компромиссы с людьми, с которыми при обычных условиях не стали бы работать?
— Конечно. Даже наш Прогрессивный Блок создавался как объединение людей, у которых есть серьезные разногласия, еще недавно приводившие к горячим спорам. Это не помеха. Есть ряд принципиальных идей, по которым существует гражданский консенсус, и этого консенсуса вполне достаточно для продуктивной работы. Барьером для взаимодействия может выступить только неблагонадежность.
— Следите ли Вы за дебатами других кандидатов в КС? Если да, то кого бы Вы выделили?
— Кроме своих соратников по блокам, я бы выделил Андрея Илларионова, Дениса Билунова и Александра Винокурова — это очень сильные кандидаты, которых бы я хотел увидеть в Совете.
— Вы планируете сотрудничать с КС, даже если Вас не изберут?
— Главной целью является создание в России государства, достойного своих граждан. Его в любом случае мы будем создавать вместе, и, надеюсь, что Совет будет принимать в нашем коллективном творчестве участие, в каком бы составе он не был избран.
— Что бы Вы сказали тем, кто скептически относится к идее создания КС и не хочет принимать участия в выборах?
— Я никогда не понимал бойкота как формы выражения позиции вне сугубо экономической сферы. Стратегия, предложенная осенью 2012 под именем "нах-нах", как была неверной, так и остается ей.
Ранее на наши вопросы ответили:
Единый кандидат от блока "Партия прямой демократии" — "Клуб прямой демократии" Екатерина Левченко
Депутат Законодательного собрания Вологодской области Евгений Доможиров
Председатель Наблюдательного совета Этно-политического объединения Русские Александр Белов (Поткин)
Руководитель предвыборного штаба Евгении Чириковой Николай Ляскин
Независимый муниципальный депутат Зюзино г. Москвы Наталья Чернышева
Шеф-редактор журнала "Вопросы национализма" Надежда Шалимова
Координатор проекта "РосЯма" Федор Езеев
Видеоблогер Дмитрий Иванов (kamikadze_d)