Премьер Дмитрий Медведев в ходе общения с французскими журналистами 26 ноября заявил, что может во второй раз баллотироваться на пост президента. Интервью с Медведевым опубликовали сразу два франкоязычных издания - AFP и Le Figaro.
Премьер сказал в интервью, что его устраивает нынешний пост. Он подчеркнул, что не мог бы стать премьером "при каком-либо другом президенте", поскольку "комфортно" работать только с Владимиром Путиным.
При этом Медведев не видит ничего невозможного в том, чтобы занять президентский пост во второй раз: "Если у меня для этого будет достаточное количество сил и здоровья и если наши люди мне доверят в будущем такую работу, я такого, конечно, не исключаю поворота событий. Но это зависит от целой совокупности факторов.
Я уже говорил как-то: вообще никогда не нужно от чего-то отказываться, ведь, как известно, никогда не говори никогда, тем более что я уже один раз входил в эту реку, и это как раз та река, в которую можно входить дважды".
Медведев, избранный на пост президента в 2008 году, публично отказался от новых выборов и передал это право Путину в сентябре 2011 года на съезде "Единой России". В ответ Путин предложил ему возглавить партию и правительство. Эксперты окрестили действия тандема "рокировкой".
Позднее в интервью главам федеральных телеканалов Медведев назвал причиной данного шага желание "приносить пользу своей стране и своему народу". Он пояснил тогда, что решение о рокировке было принято исходя из того, кто сможет "принести лучший результат". Тогда еще президент заключил, что Путин – "безусловно, в настоящий момент самый авторитетный политик в нашей стране, и его рейтинг несколько выше".
Политолог Сергей Рыженков не исключает второй рокировки: "Вероятно, случится очень многое". По его словам, после удавшегося варианта с тандемом, президентства Медведева и возвращения Путина стало ясно, что "между старшим и младшим партнером, несмотря на сложные отношения, присутствует деловое сотрудничество". Как пояснил Рыженков, оба политика понимают, что слова "младшего" партнера воспринимаются как нечто более желательное, и это важно, учитывая жесткий характер правления, именно поэтому они продолжают работать в тандеме. Такое сотрудничество позволяет власти проводить профилактику оппозиционности в обществе, контролировать экономические ресурсы и взаимодействовать с экономическими акторами.
"Подобные действия тандема решают сразу две задачи: власть структурно оставляет себе больше возможностей, поскольку нет никаких заявлений о единоличном правлении, в то же время "либеральный" Медведев привлекает электорат, колеблющийся в своем отношении к режиму",
- заключил эксперт.
По мнению директора Института глобализации и социальных движений Бориса Кагарлицкого, заявление Медведева свидетельствует о том, что он "очень смутно представляет себе ситуацию в стране и даже не представляет себе ситуацию внутри власти". Однако эксперт не исключает и того, что интервью премьера — это попытка "придать себе вес и доказать Путину, что он является важной фигурой и без него власти просто невозможно жить".
Кагарлицкий считает, что
нынешнее гражданское общество развивается такими темпами, что невозможно представить его реакцию на такое заявление не то что через три года, а даже через три месяца:
"Возможно, по истечению трех лет мы будем вспоминать слова Медведева со смехом".
Между тем гендиректор Центра политической конъюнктуры Сергей Михеев уверен, что пока рано делать прогнозы по поводу второго срока Медведева, "это равносильно гаданию на кофейной гуще". "Непонятно, к чему такое заявление и чем оно вызвано. Мы не можем знать, кем будет Медведев через шесть лет. И, опять же, неясно, как отреагирует общество", - подчеркнул он.