Дело "ЮКОСа" оказало огромное влияние на страну: на отношения власти и бизнеса, на изменение политической и экономической ситуации в России. Будет ли инициирован третий процесс над Михаилом Ходорковским и выйдет ли он из мест заключения при Путине? Над этими вопросами 25 июня размышляли в Независимом пресс-центре. Встреча была приурочена к 50-летнему юбилею Михаила Ходорковского.
В первую очередь высказали соображения о том, за что именно сидит опальный олигарх. Политолог Андрей Пионтковский перед тем, как ответить на вопрос, напомнил о ключевой встрече Путина с представителями крупного бизнеса в феврале 2003 года. "Все, что последовало после этой встречи, — это долгая месть", — уверен политолог.
По его словам, Ходорковскому не простили того, что в той ситуации, когда "вся политическая система была завязана на крышевании крупного бизнеса", он предложил кардинально модернизировать экономику,
"если бы эта программа была реализована, мы могли бы жить в совершенно другой стране".
"Самое прискорбное, что тогда Ходорковского не поддержали коллеги-бизнесмены. В тот момент они великолепно себя чувствовали в той среде, против которой восстал Ходорковский. Он оказался в полном одиночестве", — отметил политолог. Но в конечном итоге экономическую реформу, предложенную Ходорковским, все равно придется реализовывать после двух событий, которые произойдут в один и тот же момент — отстранение Путина от власти и освобождение Ходорковского, уверен Пионтковский.
В свою очередь, депутат Государственной думы четвертого созыва, бывший глава аналитического управления "ЮКОСа" Алексей Кондауров отметил, что дело "ЮКОСа" кардинально изменило экономическую систему в стране в худшую сторону, масштабы коррупции увеличились в десятки раз, качественно ухудшилась олигархическая система, госкорпорации стали частью правительства.
Экс-депутат напомнил, что "ЮКОС" достался Ходорковскому в состоянии "разрухи": менеджмент воровал, вокруг — бандиты, социалка — в упадке, люди месяцами не получали зарплату. "Но Ходорковский, как истинный лидер, шел в эти тысячные толпы, которые должны были его растерзать, и объяснял, почему он идет на какие-то непопулярные меры, с тем чтобы потом все было хорошо, — полагает Кондауров. — После 99-го года мы активно начали заниматься внедрением международных норм финансовой отчетности, международных норм управления, добиваться прозрачности.
Мы опережали всех остальных лет на пять, потому что к 2003 году еще никто в этом направлении не шевелился".
Однако этот успех никого не устраивал, поскольку никто не собирался отказываться от личного обогащения и распилов. Ту роковую встречу в Кремле Кондауров назвал последней каплей. Путин не смог простить, что Ходорковский обвинил его ближайшего соратника Игоря Сечина в краже денег (после сделки "Роснефть" — "Северная нефть" — прим. Каспаров.Ru). "Ходорковского посадили ровно за то, что он хотел создать систему, в которой чиновники отвечали бы на поставленные обществом вопросы”, — добавил Кондауров.
Может ли Ходорковский за такую дерзость снова заработать еще одно дело, интересовались гости круглого стола.
"В правовом понимании проблемы никакого третьего дела быть не может, во внеправовом понимании проблемы может быть хоть 25. У власти нет юридических оснований возбуждать третье дело.
Я надеюсь, что он скоро выйдет", — отметил Кондауров.
В конце встречи участники круглого стола сошлись во мнении, что есть небольшая надежда на смягчение приговора или возможное освобождение Ходорковского во время рассмотрения надзорной жалобы 6 августа в Верховном суде.
Вы можете оставить свои комментарии здесь