Так, 22 января 2015 года Конституционный суд (КС) рассмотрел жалобу комитета о проведении прокурорских проверок. Между тем Мещанская районная прокуратура провела проверку и закончила ее до постановления КС, тем самым нарушив закон и решение КС. Организация смогла узнать о причине проведение проверки лишь в возражении прокурора, но так и не были указаны основания для проведения проверки.
"Закон о прокуратуре был использован до того, как истолкован КС. Проверка могла проводиться, если имелась информация о нарушении закона.
Какова была эта информация? Ничего не было предъявлено", — считает Коротеев.
Он настаивает, что прокуратура произвольно трактует закон об НКО и необоснованно обвиняет комитет в выполнении функций "иностранного агента". Организация действует не в интересах тех, кто предоставляет деньги комитету, добавляет юрист.
Комитету вменяют проведение двух круглых столов, где, по мнению прокуратуры, сотрудники комитета занимались политической деятельностью и способствовали изменению государственной политики.
"Меня смущает, что прокуратура, не дождавшись решение КС, пришла к нам с проверкой и объявила нам представление, не учитывая решение КС. Это было странно и не солидно", — полагает председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. Она обращает внимание на то, что организацию внесли в реестр "иностранных агентов" необоснованно.
Ганнушкина говорит, что комитет не занимается изменением государственной политики, а пытается улучшить ситуацию в стране.
"Любая общественная организация имеет право выражать свою неудовлетворенность в стране и стараться на нее подействовать", — уверена Ганнушкина.
В свою очередь представитель Мещанской прокуратуры отметила, что не видит нарушения территориальности при проведении проверки и основная цель ревизии — проверить организацию на исполнение закона об НКО. По словам представителей надзорного ведомства, организация занимается политической деятельностью и проводит не только семинары, направленные на изменение общественного мнения, но и пикеты против антимигрантской политики государства и в защиту политзаключенных в Азербайджане.
"Кроме того, комитет использует иностранные источники, направленные на анализ и контроль за государственной властью", — заметила прокурор.
Представители Минюста поддержали позицию прокуратуры и пояснили, что 2 апреля 2015 года получили представление от коллег из надзорного ведомства, где и были указаны доводы о том, что комитет занимается политической деятельностью и получает иностранное финансирование.
Таким образом, на основании этого представления организация была внесена в реестр "иностранных агентов" Минюста.
"Проводя круглый стол, можно похвалить или что-то пожелать государству изменить. Это также будет восприниматься как воздействие на государственную политику", — полагает представитель Минюста.
В конце января прокуратура инициировала новые проверки в нескольких НКО, в том числе в комитете "Гражданское содействие", Московской Хельсинкской группе и московском отделении Transparency International.
Закон об НКО — "иностранных агентах" действует в России с 2012 года. Он обязывает организации, занимающиеся политической деятельностью и получающие иностранное финансирование, регистрироваться в списке "иноагентов". В прошлом году Минюсту было предоставлено право принудительно вносить НКО в этот реестр. Некоторые НКО, внесенные в "черный список" Минюста, пытаются оспорить этот статус через суд.
Андрей Карев
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter