На рис.1 отображены данные ЦБР о динамике золотовалютных резервов (ЗВР), с января 2014 по май 2016 года.
На графике видно, что уровень ЗВР планомерно снижался с начала 2014 года. После падение цены на нефть осенью 2014 года, уровень ЗВР начал снижаться активнее. Накануне общения Путина с народом в апреле 2015 года резервы стабилизировались и, начиная с осени 2015 года, стали понемногу расти.
Рис.1. Динамика изменения ЗВР РФ
На рис.2. цветными линиями показаны тренды поведения ЗВР в различные периоды.
Рис.2. Тенденции поведения ЗВР РФ
Если бы динамика начала 2014 года сохранилась, резервов хватило бы до начала 2019 года (синя линия). После падения цены на нефть и начала более резкого сокращения уровня ЗВР, резервов хватило бы до сентября 2016 года (оранжевая линия). Если сохранится текущая тенденция поведения ЗВР, к началу 2019 года уровень резервов должен составить $450 млрд (зеленая линия).
До весны 2015 года график уровня ЗВР был информативен и согласовывался с прогнозами экспертов о возможных сроках исчерпания резервов РФ. Например, в апреле 2015 Улюкаев сделал заявление, которое полностью согласуется с оранжевой линией: "Резервный фонд РФ исчерпается в 2016 году, если власти не будут работать с расходами и проводить продуманную бюджетную политику."
Перед общением Путина с народом весной 2015 года правительство начало использовать механизм, который привел к расхождению данных ЦБР о текущем уровне ЗВР с прогнозами правительства. Если мысленно продолжить тренд поведения ЗВР за прошедший год (зеленая линия на рис.2), получается что на конец 2019 года ЦБ должен накопить комфортные $500 млрд ЗВР. Если верить последнему макропрогнозу, подготовленном Министерством экономического развития: "По консервативному варианту ресурсы бюджетных фондов к концу 2019 года будут полностью исчерпаны." Расхождение ни много ни мало пол триллиона долларов, или 33 трлн. руб по сегодняшнему курсу.
Вернемся к рис.1. В начале 2016 года цена на нефть падала ниже 30 $/баррель. ВВП снизился по отношению к аналогичному периоду 2015 года. Тем не менее, уровень ЗВР стабильно увеличивался. Консервативный сценарий Минэкономики исходит из цены на нефть 25 $/баррель и роста ВВП в 2017 – 2019 гг. Тем не менее, в прогнозе говорится об исчерпании резервных фондов к концу 2019 года. Получается нестыковка. ЦБ показывает что резервы растут, а в Минэкономике говорят что они закончатся через 3 года. Деньги как бы есть, но при этом их как бы нет. Чего-то нам недоговаривают.
Объяснение этому противоречию можно найти в еще одной новости этого месяца:
"Группа "Открытие Холдинг" указала в отчетности, что на 31 декабря 2015 года группа держит 74% выпуска еврооблигаций российского правительства "Россия 30" на сумму 832 млрд руб (на 31 декабря 2014 года у группы было только 2% выпуска). "Для финансирования инвестиций группа привлекала валютные займы сроком до одного года по соглашениям РЕПО с Банком России", — сказано в отчетности холдинга.
Также группа использовала средства Банка России для кредитования российской компании и российского банка в рамках соглашения обратного РЕПО. Балансовая стоимость этих кредитов на отчетную дату составила 484 млрд руб. Источник, близкий к банку, говорит, что это "Роснефть" и ее дочерний Всероссийский банк развития регионов."
Всего группа "Открытие Холдинг" вложила в еврооблигаций российского правительства сумму в 4,3 раза превышающую размер собственного капитала. Механизм подобных сделок описан в этой статье:
"По словам источника в "Открытии", схема выглядела следующим образом: банк покупал евробонды на рынке и закладывал их в ЦБ с дисконтом 2%, а на полученные у регулятора деньги продолжал скупку "России 30" и неоднократно повторял эту операцию (так называемая пирамида РЕПО)."
Согласно последней доступной отчетности ЦБР, на начало 3 квартала 2015 года в структуре ЗВР появились "Права требования к российским кредитным организациям по сделкам РЕПО и кредитам в иностранной валюте" на сумму $27 млрд или 8% от всей суммы ЗВР. На аналогичную дату 2014 года в этой графе значится 0. С учетом того что пирамиду РЕПО начали активно использовать весной 2014 года, получается что к концу 2019 года в эту графу может войти до 60% всего объема ЗВР РФ.
Если коротко, вся эта схема работает следующим образом. ЦБР одалживает деньги из ЗВР условной фирме "Рога и копыта". На эти деньги "Рога и копыта" покупают государственные ценные бумаги. Государственные бумаги используются как залог для получения нового государственного кредита из ЗВР фирмой "Рога и копыта". В конечном счете в структуре ЗВР ценные бумаги западных центробанков подменяются на ценные бумаги российского правительства, которые находятся в формальном владении фирмы "Рога и копыта".
Деньги, вырученные от продажи ценных бумаг, правительство тратит на поддержку бюджета. Ценные бумаги правительства, которые принадлежат фирме "Рога и копыта", находятся в залоге у ЦБР и учитываются при подсчете суммы ЗВР. Формально волки сыты и овцы целы. Фактически происходит потеря ликвидности ЗВР. Фирма "Рога и копыта" не может самостоятельно выкупить залог, у нее нет столько денег. Правительство деньги уже потратило и не планирует выкупать собственные обязательства до 2030 года (срок погашения). Получается кризис ликвидности, который сопровождает любую финансовую пирамиду.
Вернемся к прогнозу Минэкономики. В нем говорится не о том что к концу 2019 года закончатся фонды, а о том что к этом времени лопнут финансовые пирамиды, надуваемые правительством с ведома (и скорее всего по поручительству) администрации президента. Обрушения не произойдет при выполнении одного из условий:
1. Если отменят санкции, фирма "Рога и копыта" продаст принадлежащие ей евробонды на внешних рынках и рассчитается с ЦБ по сделкам РЕПО.
2. Если поднимется цена на нефть, правительство выкупит у фирмы "Рога и копыта" собственные ценные бумаги, чтобы не допустить падения финансовой пирамиды.
3. Если хорошенько затянуть пояса, ЦБ будет перекредитовывать фирму "Рога и Копыта", а правительство постепенно выкупать евробонды до 2030 года.
Пока что Улюкаев анонсировал затягивание поясов. Цена не нефть лежит вне компетенции российского правительства, а меры по закручиванию гаек внутри России не свидетельствуют о планах Кремля по прекращению агрессивной внешней политики и созданию условий для снятия международных санкций.
! Орфография и стилистика автора сохранены