Вообще с Бобом Диланом разрешен какой-то давний тысячелетний (зачеркнуто) спор о том, является ли всеобъемлющий литературный талант талантом, если он не сидит за столом, а аккомпанирует себе, допустим, на гитарке.

Реакция поклонников всего конвенционального, всего "правильного" вызвана еще и травматическим советским опытом - внушенным, безусловно - несерьезного отношения к "бардам". Окуджава, Высоцкий, Гребенщиков - это все "несерьезно" именно с точки зрения идеологической машины. Это ей было невыгодно признавать их дар наравне с другими - потому что они разрешения у этой машины уже не спрашивали. Машина при этом уже не могла их сослать - но зато могла лишить гения символического признания, оттеснив его в разряд "он там в спецовочке, чуть-чуть помятенькой, берет немыслимый такой на ём" - но это не имеет отношения к серьезному, понимаете, товарищи, искусству. Потому что это разрешение выдаем мы, вместе с членским билетом.

То есть эта сегрегация и угнетение поэта по "гитарному принципу" является попросту попыткой идеологии "не пущать" неподконтрольный талант к универсальной системе оценок. И это до сих пор аукается - "раз с гитарой, значит не поэт".

Нобелевская премия Дилану является грандиозным ответом на это искажение. Талант не спрашивает, с чем ему выходить на сцену - с гитарой или пером; для нового времени гитара или что угодно является лишь инструментом коммуникации, усилителем голоса, если угодно. Но в сути своей - в сути поэтического дара, способности выражать свою эпоху - он равноправен абсолютно с любым поэтом прошлых эпох.

Барды наконец уравнены в правах. Я страшно этому рад. Они - такие же люди и гении. Боб - ура.

Андрей Архангельский

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены