Общее видение, кратко
Встреча в Вильнюсе была очередной, уже четвертой по счету. Поэтому многое, но не все, выглядело вполне традиционно, уточню — традиционно удачно. На сей раз Форум обсуждал тему "официальная пропаганда" и перспективы ситуации, когда "мельдонийненаш", "рутенийненаш", "сбилибоингнемы", "хакерыивыборы — ничегонезнаем" переходит в стадию, в которой доказательства реально происходившего оказывается невозможно опровергнуть.
Стала ли Россия "государством-изгоем" — следующая панель, вытекающая из предыдущей и также обсуждавшаяся с большим интересом. Отчасти похожей на вставную челюсть оказалась секция о выборах, поскольку даже в официальной российской прессе невозможно найти публикацию, автор которой усомнился бы в предзаданности результата. Деятельность российских спецслужб, вызывающая глубокое раздражение в обществе, также освещалась в работе соответствующей секции...
Про главную дискуссию
Подробней расскажу о панели, которая была включена в программу по моему предложению и итоги которой вызвали у меня глубокое разочарование. В своем докладе "Русская история и 100-летие Октябрьской катастрофы. Как мы выйдем из кризиса" я сжато изложил концепцию Российской цивилизации.
1200 лет нашей истории — это три эпохи. Первая — 500 лет поиска столицы страны. Ее в 1325 году завершил Иван Калита, сделавший центром Москву и начавший вторую эпоху — собирания земель. Количественный рост продолжался еще пять веков и завершился к 1880-у году, переходом к стратегии обустройства и качественного развития. До 1917 года у нас были самые высокие в мире темпы роста ВВП — 7% в год, самый высокий в мире демографический рост (за время правления Николая II — с 1894 по 1917 годы население выросло со 124 до 186 миллиона человек), доля России в мировом агроэкспорте составляла 40%... Про Серебряный век, про всеобщее бесплатное начальное образование с 1908 года (в СССР — с 1931 года), про строительство в двух столицах метро в 1914 году, про финских и шведских гастарбайтеров, про вторую в мире — после американцев, зарплату русских рабочих я упомянул вскользь, добавив, что в октябре 1917 произошла геополитическая катастрофа и цивилизационный разрыв.
СССР — это не Россия (читайте Ленина, Розанова, Ильина, Цветаеву, Солженицына...). За весь 19 век в России по политическим мотивам был казнен 41 человек, в СССР за первые 35 лет строительства "светлого будущего" мы не досчитались 65 миллионов человек. История СССР — это история Сопротивления нашего народа, которое состоит из 4-х периодов. 1921-й год, восстание в Кронштадте и возврат к капитализму — т.н. НЭП; 1941-й год — внешняя агрессия и обращение к русской истории — возврат имен Суворова, Кутузова..., погоны, возвращение РПЦ, роспуск Коминтерна; 1953-й год, восстания в ГУЛАГе и Хрущевская оттепель... Ну и вывод — выход из кризиса — это Русский Нюрнберг и полное очищение от советчины, это Преемство с реформированными ценностями исторической России плюс использование европейского опыта.
Что я услышал в ответ? Часть зала меня поддержала, но еще большая часть приветствовала оппонентов, увидевших выход из кризиса в распаде страны. Время моего выступления, в отличие от времени оппонентов, было жестко лимитировано (модель "дискуссии" на российском ТВ повторилась в Вильнюсе!!). Поэтому в статье я вернусь к обсуждавшемуся вопросу.
Единство страны как острая проблема
Тема сохранения целостности России, наравне с проблемой демократического транзита и мирного демонтажа существующей политической системы становится сегодня все более острой, актуальной, нуждающейся в квалифицированном, открытом и гласном обсуждении. Обращаясь к нашей истории, нетрудно вспомнить, что с конца 19 века русская интеллигенция, писатели, философы призывали не только к основательной модернизации российского маршрута, но и предупреждали о возможности срыва на пути реформ. Поэтому большевицкий переворот и разгон демократически избранного Учредительного собрания не стал полной неожиданностью, он вызвал ответную реакцию — гражданскую войну.
Позднее, уже в советское время, предрешенность распада СССР "официальная наука" предсказать в принципе не могла (ее задача состояла в обосновании неизбежности победы коммунизма). Внесистемного исследователя, предвидевшего распад — Андрея Амальрика, Леонид Ильич не пригласил для откровенного разговора (глядишь, и сохранили бы реформированную страну). Амальрика выслали за рубеж, а затем он погиб в странной автокатастрофе...
Сегодня важнейшее условие для решения наших проблем — признание за гражданами права на честный, открытый и профессиональный разговор о путях сохранения и укрепления целостности государства.
Почему целостность необходима
Отвечу кратко. Наша проблема — неэффективная система управления, а не масштаб страны. Мы уже распались в 91-м, но и в маленькой Армении, и в не маленькой Беларуси, и в огромной России "счастье не наступило", поскольку система управления, по сути, не изменилась!!! Мазью от потения ног не лечат воспаление легких!
Другой довод — если все вместе мы перейдем к демократическому возрождению, зачем же разбегаться? Кто всерьез может утверждать, что демократическая Россия не найдет общий язык с демократическим Татарстаном?
Третий аргумент. Конечно, силой никого не удержишь, ни семью, ни страну. Но прежде чем призывать к разделу, надо признать — почти мирный распад СССР — это настоящее чудо. (Там все-таки были границы между союзными республиками, когда дело дошло до автономий — полилась кровь.) Даже начинать рассуждать "об отделениях", а значит — о возможности страшной и нескончаемой войне в стране со всеми видами оружия, мне не хочется, пусть об этом задумаются оппоненты...
Что делать
Что делать, чтобы общество и власть начали движение по пути укрепления целостности, как возродить лозунг "За единую и неделимую"? Признав наличие и остроту проблемы, необходимо принять правильную трактовку ключевого понятия — патриотизм. Пропаганда должна отказаться от формулы "Россия — это Путин". Те, кому ее внушили, становятся не защитниками страны, а защитниками конкретного человека, не способными на конструктивную критику системы. Для них любая проблема России — это происки "вашингтонского обкома" и его агентов.
Меньшая часть аудитории СМИ реагирует на формулу "Россия — это Путин" иначе. Не соглашаясь с президентом, они тут же отвергают и собственную страну, считая, что выход из кризиса — в распаде государства и в растворении его обломков в чужих образцах и идеях.
Действительный патриотизм — это осознание ответственности за свою родину, а родина — это не чиновники, это наш язык, история, культура, земля, наш народ...
Про "империю"
Последняя секция Форума — "Преодолеть имперское проклятие России" поражала еще больше. Она повторяла антиимперский тренд некоторых либеральных СМИ и была полностью лишена научного смысла.
Дело в том, что термин "империя" участники секции даже не определили. (В действительности — это просто государство, во главе которого стоит император). Интуитивно можно было предположить, что на Форуме речь шла о многонациональном государстве, непрерывно захватывающем земли соседей. Но в России понятие "нация" стало употребляться только с началом Первой мировой. Общество делилось по сословиям и вероисповеданию, а не "по крови". Что же касается российского расширения — то оно было не некой "родовой травмой", а адекватным ответом на Ордынское иго. Причем западная граница России не менялась после 1814 года. Позднее, к 80-му году XIX века определилась граница в Центральной Азии, после чего территориальный рост вообще прекратился и — третья эпоха — до 1917 года происходил удивительный качественный рывок...
Советское государство разорвало все связи с исторической Россией (изменились герб, флаг... название страны, Думская монархия превратилась в "диктатуру пролетариата", было запрещено русское право, вместо Русской армии создана Красная, создана ВЧК...). Советская политика захвата территорий (этого никто в Европе ХХ века, кроме Рейха, не делал), не имперская, а сталинская, она не имеет никакого отношения к исторической России...
Подведем итоги
Действия властей должны как минимум открывать возможности для дискуссии о принципиальных российских проблемах. Необходимо гарантировать условия, при которых Форумы о России будут проходить открыто и внутри страны, а не полузакрыто и за рубежом. Важнейшим обсуждаемым вопросом, наряду с демократизацией, должен стать вопрос о целостности государства. Отвечу на часто звучащий вопрос — что я могу сделать для страны в это трудное время. Ответ и сложен, и прост — начните с ВЕРЫ В РОССИЮ, веры в то, что мы ее не бросим, мы будем ее отстаивать...