– Зачем Путин начал войну? У него в планах оккупировать Украину или у него другие мотивы?

– План Путина, который он впервые начал озвучивать в 2007 году, восстановить Советский Союз и подчинить себе еще и бывшие страны Варшавского договора. К выполнению этого плана он приступил уже в 2008 году, когда Россия начала военные действия против Грузии. В 2014 году им была предпринята первая попытка захвата Украины, так называемый план "Новороссия". Он предусматривал захват Крыма, восточной и юго-восточной части Украины и выход к Приднестровью. План провалился, поскольку Украина стала сопротивляться захвату и "сепаратистское движение" на востоке Украины не смогло распространиться дальше Донбасса. К тому же в 2014 году Путин не успел к военной операции должным образом подготовиться, не сконцентрировал вдоль украинской границы 100-200-тысячную армию, не захватил предварительно Беларусь. Из-за начавшейся в Украине революции и бегства Януковича ему пришлось действовать экспромтом. В итоге он захватил Крым и разжег в Украине очаг войны. Но от исходной идеи выхода к Приднестровью ему пришлось тогда отказаться.

– Был ли готов Путин к такому количеству санкций? Подействует ли экономический кризис на его желание продолжать войну?

– Мы уже прошли тот период отношений с Россией и Путиным, когда имеет смысл обсуждать, подействуют ли на него или на Россию какие-то санкции и был ли он к ним готов. Это всё имело смысл обсуждать до 24 февраля 2022 года, до начала большой войны. А сейчас Путиным и Россией все мосты уже сожжены. Никакие санкции его теперь не остановят, поскольку они опоздали на много лет. Их нужно было вводить в 2008 году, после вторжения России в Грузию или, на худой конец, в 2014 году, после первого вторжения в Украину. А сейчас санкции являются частью военных действий. Просто НАТО еще не готово признать, что 24 февраля началась Третья мировая война. Поэтому все делают вид, что Путин из-за санкций может прекратить начатую им против Европы и Америки войну. В 2014 году тоже все делали вид, что это не война, а мелкие столкновения непонятных боевых групп. Передышку мы благодаря этому на восемь лет получили, но от большой войны спастись в конечном итоге не сумели.

Третья мировая война задумана Путиным как блицкриг. Он искренне считает, что Россия санкции выдержит, как когда-то выдерживал годы изоляции Советский Союз. На самом деле Путин мечтал вернуть Российскую Федерацию в Советский Союз, о чем неоднократно говорил, и эта его мечта в экономическо-социальном смысле уже реализована: за первые две недели войны Путин сумел вернуть Россию в старый СССР. Остается только реализовать геополитический аспект мечты: захват бывших советских республик и возвращение в орбиту влияния России Восточной и Юго-Восточной Европы.

К тому, что санкции будут столь стремительными и столь всеобъемлющими и что к ним присоединится весь цивилизованный мир, Путин, думаю, готов не был. Но за два-три месяца экономика России не рухнет. А Путин за это время планирует дойти до границ Германии.

– По данным группы Russian Field, более 58% россиян поддерживают войну РФ против Украины. Правильна ли такая статистика, по вашему мнению? Если да, почему россияне так агрессивно настроены против Украины?

– Статистика, уверен, правильная. Но россияне агрессивно настроены не против Украины. Россияне враждебно настроены против всего мира. Во время чеченских войн врагами были чеченцы. В 2008 году – грузины. С 2014 года – украинцы. Потом врагами будут молдаване, потом прибалты. Потом поляки... И про любую национальность российское телевидение сумеет рассказать зрителям много всяких гадостей и страшилок. Кстати, это отчасти ответ про 58% поддержки Путина: российское руководство контролирует на 100% все телевизионные каналы и основную прессу. 58% поддержки при 100%-ном контроле для Путина скорее плохой результат, чем хороший.

А вот ответ на вопрос, почему россияне ненавидят весь мир, более сложный и во многом философский. Если коротко, то, во-первых, Россия последние века существовала как континентальная империя, то есть как государство, где русские были господствующей нацией, а все остальные народы считались "нацменами" – национальными меньшинствами. И как-то так повелось у русских считать себя нацией великой, а всех остальных – второсортными. Во-вторых, при том, что русские считают себя великими, они очень страдают от того, что весь остальной мир великими их не считает, а считает самыми обычными людьми. Отсюда вытекает третье предположение "великого русского народа": что весь мир состоит в заговоре против него, не хочет признавать русский народ великим и мечтает Россию уничтожить, ослабить и унизить. Между тем все только и хотят жить с Россией в мире и дружбе. Но россияне так не считают.

К сожалению для всех нас, Путин (и не только Путин и те самые 58%, которые поддерживают войну против Украины) живут по пословице "боишься – значит уважаешь". Они искренне убеждены в том, что уважают только того, кого боятся. Хотя на самом деле между уважением и боязнью взаимосвязи нет.

– Могут обычные россияне предотвратить войну и остановить Путина? Если да, то как на них можно повлиять?

– Мы и с этим вопросом опоздали. Предотвратить войну россияне уже не смогли. Противодействия (масштабного, на уровне революции) Путину не оказывали ни в 2008 году, ни в 2014-м. Сейчас, как мы видим, его тоже нет. Отдадим должное тем мужественным россиянам, которые тысячами выходят на улицы и протестуют, безоружные, против вооруженной до зубов полиции. Но эти протесты недостаточно массовые. К тому же мирными протестами Путина не сметешь, как нельзя было мирными протестами смести Лукашенко после того, как он проиграл выборы.

Повлияет на россиян только поражение в войне. Я не думаю, что его можно нанести силами одной Украины. Я считаю и жду момента, когда в эту войну вмешается НАТО – не ради спасения Украины. Ради собственного спасения. Потому что, как мы подробно описали с моим соавтором В. Поповым в только что вышедшей в вашем издательстве книге с длинным названием "От Красного террора к мафиозному государству: спецслужбы России в борьбе за мировое господство, 1917–2036", задача руководства России, состоящего в основном из офицеров спецслужб, возглавляемых Путиным, – через войны и ядерный шантаж захватить или подмять под себя весь мир. Сначала Украину, затем Молдову, затем три страны Балтии, затем страны бывшего Варшавского договора, затем Финляндию, которая входила раньше в состав Российской империи, затем Швецию, потому что она граничит с Россией и, как теперь стало известно, может захотеть войти в НАТО, а в этом, как заявит Путин, он видит угрозу. Ну, и не забудем, что Аляска тоже когда-то принадлежала России. И на каждом этапе Путин будет предъявлять соперникам один и тот же ультиматум: "закрытие неба над Украиной равносильно объявлению нам войны, а у нас есть ядерное оружие, и мы его применим"; "отказ вернуть нам Латвию, Эстонию и Литву равносилен объявлению нам войны..." и так далее. Вплоть до предпоследнего ультиматума: "отказ распустить НАТО и вернуть в сферу влияния России всю Европу равносильны объявлению нам войны..." и последнего: "отказ вернуть нам Аляску...". Поверьте, это требование не более фантастическое, чем требование к Украине сдаться и войти в состав РФ.

– Вы считаете, что стратегия оккупантов захватить быстро Украину пошла не по плану? Рассчитывали ли они на такое мощное сопротивление?

– Военная кампания России идет не по плану. На столь мощное сопротивление в Украине и на солидарность с Украиной всего мира Путин не рассчитывал. Но у России есть преимущество, которого весь цивилизованный мир лишен: России всё равно, сколько тысяч или десятков тысяч солдат она положит в Украине, в Молдове и в остальной Европе. И поскольку Путин считал (очень ему хотелось так считать!), что Украина сдастся без боя, как в Крыму в 2014-м, то теперь он озлоблен еще больше и отдает приказы один преступнее другого, тем более что, по мнению Путина, НАТО уже предоставило ему карт-бланш в Украине, Молдове, Беларуси, Финляндии и Швеции, поскольку заявление администрации Байдена о том, что НАТО не отдаст России ни одного дюйма земли стран-членов НАТО, никак иначе прочитать было нельзя.

Я считаю это заявление катастрофической ошибкой. Я надеюсь, что события заставят НАТО отказаться от невмешательства в российско-украинскую войну, поскольку разгром Путина в Украине – это единственный сценарий, при котором начавшаяся 24 февраля 2022 года Третья мировая война будет закончена уже в Украине и не завершится ядерной катастрофой.

– После победы Украины в этой войне что ожидает РФ? Распад?

– В книге "От Красного террора к мафиозному государству..." мы написали, что единственная угроза в целом стабильному режиму Путина — это начало Путиным большой войны, на которую Путин может пойти. Эту войну Путин начал. Он подписал себе и Российской Федерации в том виде, в каком она существовала до 2022 года, смертный приговор. Вопрос только в том, сколько будет теперь длиться агония путинского режима и какую цену за совершенное Путиным преступление должен будет заплатить весь остальной мир и прежде всего Украина.

Юрий Фельштинский

Censor.net

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter