Парадоксально, но даже по прошествии стольких лет изучения истории Украины и России не утихают споры об отличиях украинского и русского народов и даже слышны визгливые стоны о "едином народе". Мол, нет такого народа и никогда не было. Более того, исторические судьбы, а значит, и культурно-психологические характеристики украинцев и русских отличны во многих принципиальных аспектах. Чтобы проиллюстрировать природу этих различий, приведу несколько примеров, основанных на исторических документах, а каждый читатель сможет сравнить их с жизнью в Московии и сделать выводы.

Первое — не поленитесь посчитать, сколько князей сменилось в Киеве в 12-м и первой половине 13-го века. Да, правители в первопрестольном не задерживались, но были и "чемпионы". Один такой князь-спринтер умудрился стартовать с утра, а финишировал уже к обеду. Далее, вспомним о договорах и статутах, подписываемых великими князьями Литовскими и королями Речи Посполитой (РП) при восшествии на престол и в процессе урегулирования возникавших политических проблем. Таковы были Отношения Народа и Власти — Договорные.

Далее, весьма полезно будет изучить судебные иски украинских казаков, посполитых и мещан против князей, воевод и даже королей в 15–18-х веках. Таковы были роль Закона и значение Частной Собственности в жизни украинцев-русинов. Несомненно, дотошный исследователь найдет многочисленные факты нарушений этих принципов. РП не была образцом законности и порядка, но сама идея и подходы к общественному устройству жили в сознании людей и передавались из поколения в поколение.

Затем применим комплексный подход и обратимся к историческим источникам иного рода. Изучим документы, касающиеся заграничных путешествий украинских студентов в 14–18-х веках. Вот что бросается в глаза — такие поездки были обычным делом и следствием личного выбора. К тому же финансы собирались из разных источников самостоятельно. Более того, перед поездкой нередко принималась религия той страны, где предполагалось проходить обучение или вести научную работу, например католичество. Если возникала необходимость продолжить поездку в протестантской стране, то возможна была и вторичная религиозная адаптация. При этом после возвращения студент вновь принимал православие. Такова была степень Личной Свободы и социальной гибкости украинцев-русинов.

Раз уж мы заговорили о делах религиозных, то следует отметить, что и киевское православие существенно отличалось от московского варианта. Из всего многообразия отличий затрону только два. Полезно сравнить иконы московского и киевского стилей периода казацкого барокко. Таких икон осталось немного, но они чудом сохранились и дают нам возможность заглянуть в духовный, так сказать, мир украинцев тех веков. Как живо и радостно изображены святые великомученицы — веселые, сочные, прилично одетые молодицы-казачки. Тут невольно вместо мыслей о бренности всего сущего возникают совсем другие настроения. Да и Сам выглядит как-то по земному и весьма бодренько, совсем не "как с креста снятый". Следующий важный момент — это выборность священников громадою. Московским попам только в 19-м столетии удалось отменить эту "вредную" традицию. Короче говоря, какой народ, такая и церковь. И не мудрено. Киевское православие веками выживало в условиях жесткой конкурентной борьбы с католиками, униатами, различными протестантами и т.д.

Если вспомнить еще и Сечь, Гетманщину, гайдамаков и т.д., то следует скорее ставить вопрос: как же мы можем не быть разными? Необходимо учитывать, что такой уникальный национальный психотип утверждался столетиями. Да, были периоды, когда украинцы и русские плавились в одном котле Российской империи и СССР. Но если мы хотим строить наши знания об особенностях социализации людей и формировании основных черт политической культуры и национального характера народа на надежной научной основе, то следует внимательно изучить процессы, происходившие в те периоды, вооружившись критериями "формально и фактически". Т.е. когда новые порядки провозглашались, а когда действительно начинали внедряться. К тому же важно учитывать и насколько интенсивно это проходило, имея в виду инерцию системы, насыщенной чиновниками-украинцами. Проводя исследование таким образом, мы выясним, что и эти периоды имперской унификации украинского народа необходимо сузить. При этом следует учитывать и особенности исторических судеб разных регионов Украины.

Примером может служить история крепостничества, оказавшего немалое влияние на формирование "загадочной русской души". На украинских землях все было куда сложнее. Еще Тарас Шевченко в своем стихотворении выражал удивление и возмущение: "Неначе люди подуріли німі на панщину ідуть". Для русского человека эта фраза была не совсем понятна, ведь речь шла уже о реальностях 1840-х годов. Чему удивлялся поэт? Проблема в том, что даже в те темные крепостнические времена крепостничество на Правобережье было относительно недавним явлением.

Если же посмотреть шире на эту проблему, то следует подчеркнуть, что утверждение такого рода внеэкономической эксплуатации (панщина, дополнительные отработки, поборы, право наказания и даже продажи крепостных) возможно только при наличии социально-политической стабильности и мощной системы принуждения. Ни того, ни другого в РП не было. Там войны чередовались с восстаниями, восстания с конфедерациями и т.д. Естественно, что при таких условиях выжившие шляхтичи не горели желанием вновь обсуждать вопросы феодальной эксплуатации с казаками, гайдамаками или посполитыми, что на практике зачастую было одно и то же, ибо в Украине редко можно было найти семью, где хоть кто-то не "козакував". Такие "дискуссии" обычно плохо оканчивались для "потомков сарматов" (была такая теория о происхождении шляхты), поэтому приходилось умерять аппетиты и договариваться. В результате имеются документы, свидетельствующие о том, что во второй половине 18-го века православные крепостные бежали из империи в католическую Речь Посполитую, а русские вельможи их там отлавливали и после положенных процедур возвращали в "родную гавань". Так что самые благоприятные возможности для помещичьего беспредела на украинских землях сложились только в Российской империи. Но и тут потомки казаков и гайдамаков ухитрялись находить выход — то "красного петуха" пустят, то сдадут местного шляхтича властям за нелояльность. А еще бежали посполитые массами на Юг, в Бессарабию или на Дон. Одним словом, даже в те безнадежные времена многие украинцы находили возможности "выкрутиться".

Получается, что, несмотря на существенный вред, относительно короткие периоды имперского "перевоспитания" не смогли подавить вековые традиции самобытной политической культуры народа. В особо тяжелые времена украинцы внешне покорялись, уходили в себя, но не ломались. Особую роль национальной твердыни сыграла культура: исторические легенды, песни, танцы, поэзия, живопись. Послушайте песни, посмотрите танцы народа — вы там многое увидите и поймете о свободолюбивом, открытом, бурлящем жизнью и любовью украинском характере — лукавом, ироничном, ярком, сочном и при этом — "самом себе на уме".

Как эти особенности проявились в политике, покажем на примере Харькова, Слобожанщины. Эти земли осваивались украинскими казаками с середины 17-го столетия. Те казаки отошли от Хмельницкого после неудачной битвы под Берестечной, когда стало ясно, что ошибки гетмана превращают восстание в бесконечное самоистязание. Они поступили по принципу "мы так не договаривались". Добровольный переход под "высочайшую руку" был воспринят в Московии как свидетельство лояльности, и напрасно, ибо казаки "сами себе на уме". Поэтому вскоре начались конфликты по причине принципиальных культурно-психологических различий — казаки не холопы, а в Московии холопы все. Царское правительство оказалось достаточно хитрым, чтобы не обострять ситуацию и не раздражать казаков до поры до времени. Положение изменилось во второй половине 18-го века, когда казаки стали не нужны и самоуправление отменили. Слобожанцы не восстали — сил было мало, но ничего не забыли и, когда время пришло, отплатили.

Во второй половине 19-го века "лояльный" Харьков стал одним из центров революционного и национально-освободительного движения. Именно в Харькове жил и работал Михновский, один из основных разработчиков идей самостийности Украины. Позже, уже из красного Харькова прозвучал лозунг: "Геть від Москви" (Хвыльовый). И все же в 1917-м город стал столицей УССР. Этот шаг был истолкован как подтверждение интернационалистских и большевистских настроений. На самом деле харьковчане были не против УНР, но нужно было договориться. Подобный просчет в понимании истинных настроений харьковчан случился и в современной истории, когда в "русском" городе неожиданно образовалась сильная организация Руха, состоявшая в основном из русскоговорящих. Показательны и события совсем недавнего прошлого, когда припадок "русской весны" удалось довольно легко нейтрализовать в 2014-м, хоть именно Харьков был основной мишенью комбинаторов "русского мира".

Не менее болезненное для "имперцев" фиаско произошло и в 2022-м, когда вместо триумфального освобождения на подходах к "освобождаемому" городу образовалась немалая гора искореженного железа и обгорелых трупов "освободителей". Да, украинцы-слобожанцы все помнят: и Голодомор, и репрессии, и высылки, и многое другое. Конечно, долгие годы имперского "воспитания" не прошли бесследно, было немало и измен. Но столетняя украинская "закваска" оказалась сильнее. Даже те, кто любил поговорить о "братских народах", сейчас довольно профессионально отстреливают оборзевших "кацапов-раклов". И ничего удивительного в этом нет. Харьковчане с охотой использовали "русский фактор" в своих целях при торговле с Киевом, но ложиться под кургузого, да еще сейчас, когда европейские перспективы так явно обозначились — ну уж нет, "разводи своих лохов".

Подводя итог нашему краткому обзору, необходимо отметить, что логическим следствием этих фундаментальных социально-психологических отличий является тот факт, что сейчас, во время решительного противостояния демократии и деспотизма, Украина и Россия оказались в разных окопах. Более того, и союзники у нас очень разные. За спиной Украинского Солдата стоит невиданная еще в истории по своей мощи коалиция цивилизованных стран, обладающая грандиозными военными, экономическими, интеллектуальными ресурсами. Да, $60 триллионов инновационной экономики, лучшие разведки мира, самые изощренные политики, искусные дипломаты, компетентные менеджеры — все работают на тебя, Украинский Солдат. Ты хорошо делаешь свою тяжелую, опасную, кровавую, но очень нужную работу. Вместе мы непобедимая сила, которая сметет в прах не только прогнившую рашистскую империю, но и ее заблудившихся во времени союзников. Нужно только набраться терпения и мудрости: большая политика — дело сложное.

Юрий Рарог

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter