Строгая дозировка правды — это самая изощрённая ложь.
Роберт Хайнлайн

Традиционный российский вид спорта, причем абсолютно скрепный, — это не городки и не лапта, а вечный поиск виновных в невозможности одновременно разорвать скрепы извне, при этом сохранив их внутри. Фильм "Предатели", грозящий перейти в эпопею, именно из этой серии. По большому счету, это пропаганда от самопровозглашенных самых хороших русских, с претензией на две манипуляции — манипуляцию полуправдой и манипуляцию чувством вины. Прекрасная полуправда прошлого.

Этот примитивный по содержанию фильм, не содержащий ничего того, что не было известно ранее, на самом деле — продолжение размышлений А. Навального о прелестях жизни одной счастливой зоной и о поиске виновных в том, почему она несчастна либо почему ее обитатели не понимают своего счастья. Просто детализированная и обогащенная некоторыми художественными и стилистическими приемами пропаганды.

Полуправда — она в избытке, и это уже прокомментировано. И попыток сказать полную правду в ходе критики предпринято немало.

Но все-таки, как мне кажется, полная правда состоит не только в том, что не были проведены декоммунизация, люстрации, реституции, роспуск КГБ.

Ни Певчих, ни А. Навальный, ни даже большинство критиков с обеих сторон не хотят анализировать ситуацию начала 90-х системно. Ведь тогда не только союзные республики, но и автономии, и даже отдельные регионы прекрасно понимали, что абсолютно все беды сконцентрированы в Москве и, соответственно, все выходы из них находятся на местах. Именно это было тогда самым главным. Именно об этом говорил Ельцин в Казани и Уфе, борясь за власть. Именно это понимали жители Чечни, Калмыкии, провозглашая суверенитет своих республик. Именно это имел в виду один из самых популярных политиков начала 90-х Эдуард Россель, инициировавший создание Уральской Республики.

И навальные, и ненавальные имперцы, эксплуатируя жадность, зависть и величие, сознательно это игнорируют, упоминают лишь часть правды в своем стремлении перехватить повестку.

Прежде чем говорить о том, что всем и так хорошо известно, причем из того же НТВ, неплохо бы вспомнить, что залоговым аукционам, которые безусловно трудно и бессмысленно называть кристально чистыми, предшествовал ряд событий.

С одной стороны, ряд непроведенных реформ, о которых я упомянул выше. С другой стороны, преодоление жесточайшего кризиса пустых полок, который был решен в кратчайший срок усилиями столь нелюбимых Певчих Б. Ельцина, Е. Гайдара, правительством реформаторов и предприимчивыми людьми, не все из которых приятны во всех отношениях.

С третьей стороны, это тяжелый выбор пути развития, который тогда у этого народа, благодаря тем же реформаторам, был. И никто не мешал ему создавать партии, выходить на улицы, требовать прав для своих регионов.

Но этого не произошло. В условиях того правового вакуума никто не рвался инвестировать в российские активы. С такими институтами, правовой системой и с таким народом.

Кстати, известный российский экономист В. Иноземцев подсчитал, что в 1991 г. вся российская экономика не стоила и 50 миллиардов долларов. А перед выборами 1996 г. да еще в условиях войны в Чечне и того меньше.

Поэтому утверждения о том, что реформаторы и олигархи обворовали этот народ, выглядят исключительно пропагандистски.

Представьте себе фантастическую ситуацию. В России ничего не изменилось, но прекратилось воровство. Как бы изменилась в таком случае жизнь? Незначительно. От уровня нищеты она перешла бы на уровень бедности. И все.

Если для кого-то это звучит недостаточно убедительно, то приведу простой пример. Попробуйте сравнить компанию Exxon Mobil и российские нефтяные компании. Первая, при годовой добыче в 150 млн т нефти, имеет капитализацию 300 миллиардов долларов. Роснефть при годовой добыче 170 млн т имеет капитализацию 50–60 млрд. То есть в шесть раз меньше.

Аналогичная ситуация в "Лукойл" выглядит несколько лучше, но все равно она уступает почти в четыре раза.

То есть то российское богатство, о котором говорил А. Навальный и повторяет Певчих, в 4–6 раз дешевле, чем то же, находящееся в руках трудолюбивых, умных и предприимчивых людей.

Поэтому, прежде чем искать виновных среди людей, спасших этот народ от голода, давших ему свободу, в том числе свободные СМИ, создавших систему, при которой благосостояние этого ленивого и нелюбопытного народа поднялось до беспрецедентно высокого по его меркам уровня, следует понять:

Во-первых, прежде чем этот народ потерял виртуальную собственность и шанс на нормальную жизнь, он не воспользовался реальной свободой, которую ему дали именно эти люди. Именно от свободы варварский в своей массе народ отказался в 1991–94 гг. При этом он еще своими скудными ресурсами душил свободу в Таджикистане, Молдове, Грузии, Чечне.

Во-вторых, прежде чем структура, созданная в недрах АП В. Сурковым, на деньги олигархов для управления популизмом, будет предъявлять запоздалые обвинения в грабеже, необходимо задуматься о том, чтобы суть экономики на территории нынешней России трансформировалась из грабежа природы в инновации и созидание. А не морочить людям головы с очередной ПРБ.

В-третьих, всем борцам за чистоту идеалов, независимо от того, имперские они или просто идеально оторванные от действительности, пора понять, что главная скрепа, соединяющая Россию, — это коррупция. Именно коррупция не позволила выйти из России Татарстану и Башкортостану. М. Шаймиева и М. Рахимова просто купили, отдав им на разграбление свои республики.

В-четвертых, если этот народ полагает, что у него в 1995 г. что-то украли, то четыре года до этого у него была возможность отстаивать свободу своих регионов, где и была эта собственность. Тогда никакие потанины, абрамовичи, фридманы и пр. не смогли бы приехать с мандатом из Москвы и что-то забрать. Но в таком случае собственность с большой долей вероятности имела бы просто другую структуру. Вместо Фридмана или Абрамовича были бы местные люди, в партнерах у которых были бы сразу, без посредников Exxon Mobil, Shell, Total и т.д.

Скорее всего, это было бы более рационально, в экономику пришли бы не схемы, а инвестиции и технологии. Но это сослагательное наклонение.

Для того чтобы нечто оценить, необходимо это нечто создать и заставить работать более эффективно, чем при государстве, которое тогда не могло платить зарплату ни нефтяникам, ни шахтерам.

С позиций сегодняшнего дня вся собственность, приватизированная тогда, — законна. И вопросов сейчас может быть только два.

Первый. Почему подельнику БАБа Р. Абрамовичу разрешили продать Сибнефть, почему Фридману и Ко разрешили продать ТНК-ВР, а М. Ходорковскому не разрешили продать ЮКОС Exxon Mobil?

Второй. Если ФСБК так жаждет справедливости, то ее можно реализовать исключительно через Победу Украины и привлечение к ответственности фронтменов Путина. Что для этого делает ФБК? Ровным счетом ничего. Если не считать попытки вывести из-под санкций Фридмана. Или пытается в очередной раз пустить этот народ по замкнутому кругу с верой в 47-летнего покойного вождя.

Но утверждение, что

Русское грядущее прекрасно,
Путь России тяжек, но высок;
постоянно упирается в то, что
Мы в гавне варились не напрасно,
Жалко, что впитали этот сок.

Да и само название фильма как-то слишком сильно выдает создателей. Делить людей на врагов и предателей — это прерогатива сами знаете кого. Да и сохранить Россию в существующих границах — тоже. Как бы конфузия не вышла в ФСБК.

Виталий Гинзбург

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter