Издание The Hill сравнило два сюжета американской предвыборной кампании – как кандидаты в вице-президенты ходили в народ.

Эта тема важна и для Джея Ди Вэнса, и для Тима Уолза, так как оба они позиционируют себя как выходцы из "простого народа" и работают прежде всего с провинциальными избирателями, добывая дополнительные голоса кандидатам в президенты. Если учесть, что разрыв в общенациональном масштабе небольшой, а в колеблющихся штатах и того меньше, то каждый голос буквально на счету.

Вэнс зашел в магазин пончиков при пекарне в "колеблющейся" Джорджии. Было видно, что его политтехнологи не подготовили этот визит. Вэнс представился и сообщил, что баллотируется на пост вице-президента, но натолкнулся на вежливое равнодушие продавца-афроамериканки (что неудивительно, так как афроамериканцы в Джорджии – это электорат демократов). Затем он сделал довольно щедрый заказ, но после булочек с корицей вдруг попросил "все, что имеет смысл".

Такая расплывчатая и отстраненная формулировка явно не свойственна американской глубинке – скорее она показала, что миллионер Вэнс далеко ушел от мальчика из Огайо, представленного в автобиографической книге "Элегия деревенщины". В сюжете он выглядел интровертом, которому трудно поддерживать диалог с избирательницей, которая явно от него не в восторге. Неудивительно, что сторонники демократов использовали эту неловкую ситуацию, распространяя в Сети сатирические ролики, обыгрывающие сюжет в магазине.

На фоне предвыборного сюжета Вэнса видео Уолза, посетившего вместе с женой сэндвич-магазин Runza в Небраске, выглядит куда более профессиональным. Притом, что Небраска – "красный" штат (последний раз демократы побеждали в нем на президентских выборах в 1964 году, когда Линдон Джонсон разгромил Барри Голдуотера), где за Харрис не проголосуют при всем старании Уолза. Но расчет был на другое – Уолз родом из Небраски, и ролик должен был показать, что он не забывает своих земляков, не оторвался от них, даже делая карьеру в куда более либеральной Миннесоте.

В коротком профессионально сделанном ролике Уолз шутил, жал руки продавцам (типичным белым из глубинки), которые явно ему симпатизировали. Он демонстрировал купленный сэндвич, подобно блогеру из YouTube, который ведет кулинарный обзор. И вообще демонстрировал дружелюбие и экстравертность, свойственную бывшему школьному футбольному тренеру (так демократы позиционируют Уолза в ходе кампании).

Эта история не является случайностью, а связана с общим позиционированием кандидатов и их привлекательностью для интернет-аудитории. Вэнс опубликовал свой первый сюжет в TikTok 1 августа и имел более 500 тысяч подписчиков по состоянию на 26 августа. Уолз опубликовал свое первое видео две недели спустя и получил к тому же времени более 1,3 млн подписчиков. Для сравнения - у Трампа, давно и успешно использующего возможности Интернета, более 10,6 млн подписчиков, а у Харрис, которая только немногим более месяца назад оказалась в центре внимания американского общества - 3,9 млн.

Конечно, вице-президентские избирательные кампании второстепенны, да и Вэнс ничего рокового не совершил. Это не оглушительный провал британского премьера Гордона Брауна, который в 2010 году в ходе избирательной кампании столкнулся с избирательницей Лейбористской партии, которая неожиданно подвергла его резкой критике. Затем премьер обругал ее в разговоре с помощниками (назвав "узколобой"), забыв о включенном микрофоне. Отчаянный антикризисный пиар (Браун снова встретился с дамой и буквально вымаливал у нее прощение, но та обиделась еще больше, потому что премьер называл ее женщиной, а не леди) тогда ни к чему не привел. История с Брауном, кстати, показывает, что даже "надежные" избиратели могут преподнести неожиданности, если заранее не проверить, не изменились ли у них взгляды.

Но даже куда менее значительная история с Вэнсом свидетельствует о том, что на выборах мелочей не бывает. И любая помарка может привести к оттоку ценных голосов.

Алексей Макаркин

t.me

! Орфография и стилистика автора сохранены