После школы не планировал идти в армию. В 1982 году поступил в ВУЗ с военной кафедрой, из которого раньше не призывали. Но после первого курса нам всем вручили повестки, позволили сдать сессию раньше остальных и направили в военные учебки.

Слухи о том, что начнут призывать из вузов, были и раньше. В Афганистане вовсю шла война, и стране не хватало призывников. Но каждый гнал от себя эту мысль и надеялся, что его пронесет. Что не будут вот так, не спросясь, менять жизнь целого поколения.

После учебки не планировал служить в Афганистане. Слухи, конечно, были, но каждый надеялся - "А вдруг меня пронесет!" Не всех же отправляли служить в Ограниченный Контингент. Кто-то после учебки оставался в Союзе, а кто-то ехал в Европу в ГСВГ!

В Афганистане не планировал попасть в Джелалабад. Не то, чтобы не планировал, не представлял себе, какая это задница. Это самая низкая точка страны, а значит самая жаркая. В конце октября на утреннем разводе пару бойцов уносили с тепловым ударом.

В Джелалабаде не планировал ходить в горы. Учебку закончил с отличием по ВУС - "Ремонтник Р-140". Это такая военная радиостанция на автомобиле, в которой контакты положено протирать спиртом. Надеялся, что хотя бы здесь меня пронесет.

Не пронесло. На спирт в бригаде были другие кандидаты, и командование решило, что ремонтник с отличием им не нужен, а нужен радиотелефонист. Который ходит с пехотой и тащит на себе, кроме обычной поклажи, радиостанцию и запасной аккумулятор.

Когда в марте 1985-го Министр обороны издал приказ об увольнении в запас, планировал уйти на дембель. Слухи, конечно, были, что в связи с недобором в военкоматах дембелей в ОКСВА задерживают до августа, но надеялся - "Вдруг меня пронесет!"

Домой уехал в начале августа. Если бы сразу после школы мне сказали про весь этот звездец, искал бы любые способы откосить от службы. Но тогда все надеялись на авось и не верили в способность родного государства по созданию такого звездеца.

Прошло сорок лет. В кремле мало что изменилось. Вокруг кремля тоже. Уже и химическое оружие применяли, и города бомбили, но все надеются на авось и не верят в способность государства по созданию звездеца. Пока по кумполу не ударит - не поверят.

Юрий Христензен

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены